Воспоминания о войне – это память о тяжелых рабочих буднях
В корейской части фотовыставки, посвящённой индивидуальной памяти о Японо-китайской войне и Войне на Тихом океане, представлены истории жертв сексуального рабства, или «женщин для утешения», и корейских рабочих. Все они были принудительно мобилизованы японским правительством на разные виды работ, службу в годы Второй мировой войны.
Воспоминания жертв о годах, проведенных на «станциях утешения», обрывочны. Они описывают новые страны, в которые их привезли, примерное место проживания, отдельные сцены насилия, которые они посчитали возможным для себя упомянуть в устном интервью. Воспоминания в основном сфокусированы на чувствах стыда, бессилия и безысходности. Почти все «женщины для утешения», к интервью которых мы обращались, признались, что планировали или даже пробовали совершить побег. Некоторые из женщин задумывались о самоубийстве.
Вторая мировая война в их воспоминаниях является неким фоном, на котором разворачиваются события их личной жизни. Начало или конец войны – это просто факт, не связанный непосредственно с работой на «станциях утешения»: «В один момент наша хозяйка куда-то делась. Просто исчезла однажды. И война закончилась. Просто без всяких объявлений закончилась. После освобождения Кореи японцы куда-то все подевались, куда-то ушли, совсем пропали из виду» (Из интервью г-жи Кан. URL: https://oriental.hse.ru/hismem/kan).
Истории рабочих повествуют о том, как японцы использовали рабский труд корейцев в своих милитаристских интересах. Так, они вспоминают «такобэя» — барак для корейских рабочих, которых отправляли на опасные работы и избивали инструментами за непослушание или за ошибки на производстве. Принудительно мобилизованные корейские рабочие описывают распорядок дня, травмы, полученные на производстве.
В XXI в. оставшихся в живых «женщин для утешения» и принудительно мобилизованных рабочих волнует отсутствие индивидуальных компенсаций и официальных извинений со стороны Японии. Они переживают, что СМИ недостаточно освещают явления прошлого, их рабский труд, а также что по сей день мало памятников и мероприятий, связанных с принудительной мобилизацией. Ким Хансу, принудительно мобилизованный на верфь Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки, ответил на вопрос, что бы он хотел от правительства: «Поставьте памятник принудительно мобилизованным. А ещё утешительное письмо от президента». Он также не раз сказал: «Не забывайте горькую историю принудительно мобилизованных после нашей смерти».
Комментариев нет:
Отправить комментарий