…Несколько слов о Синёндон (Сиёнго), большом корейском селе Сучанской долины, образованном в 1868 г, в самом начале переселения корейцев в Уссурийский край. В начале 20-го века, после русско-японской войны, в Синёндон (Сиёнго) хлынул поток беженцев из Кореи, — поселились эмигранты. Среди них были не только крестьяне, но и представители других слоев общества. И Синёндон (Сиёнго) стал центром культуры, передовых идей. Идеи национально-освободительного движения стояли на первом месте, в связи с чем, организации отрядов «Ыйбен» с боевыми рейдами в Корею в 1906 -1910 гг. нашли описание в исторической литературе:
«…23 июня 1908 года из района деревни Подгорный направились в Корею 96 корейцев-партизан, прибывших из Сучана. Перейдя границу, они совершили нападения на японские посты в пограничных селениях. Во время столкновений было убито 14 японских солдат».
В другом донесении сообщалось:
«В конце июня партизанский отряд численностью около ста человек перешел с русской территории через пограничный пост Китая в Корею. Другой отряд такой же численности, прибывший на шаландах из Сучана, высадился на корейском берегу в дельте реки Туманган. Эти отряды, объединившись, перебили почти без потерь для себя, гарнизоны японских постов и мелкие отряды в окрестностях г. Кёнхына. Японское командование вынуждено было объединить пограничные войска в более крупные части и начать строительство оборонительных сооружений».
Для жителей Синёндона (Сиёнго), — имея славные традиции, — появление первого Совета (1918 г.), и первого корейского партизанского отряда в Приморье (декабрь 1918 г.) в годы японской интервенции, и постоянная его экономическая поддержка было делом совершенно не случайным. На последнем этапе гражданской войны на Дальнем Востоке (ноябрь 1922 г.) отряд Хан Чан Гера, уроженца Сиёнго, достиг численности 1000 человек.
В 1937 году, когда произошло варварское выселение людей, власти, чтобы замести свои следы, решают стереть Синёндон (Сиёнго) с лица земли! Как будто, никогда здесь не жили люди и никого не выселяли!
Сейчас, на месте Синёндона (Сиёнго) растет дикая полынь, только контуры ближайшей сопки указывают место расположения, некогда большого корейского села.
При выселении жители Сиенгоу были погружены в один эшелон и отправлены на станцию Каунгчи Ташкентской Ж,Д, (ныне ст. Янгиюль). На месте прибытия, власти не были подготовлены к приему значительного количества людей и первое время, жители Сиёнго обитали в складских помещениях из-под удобрений. Каждое утро случались душераздирающие трагедии – умирали младенцы. Мужчины, не дожидаясь помощи властей, отправились на поиски места поселения и после длительного маршрута нашли относительно возвышенное место в пойме реки Чирчика: с одной стороны, к реке, шли сплошные заросли камыша, с другой, начиналась пересеченная местность, медленно уходящая в горы.
Время шло к зиме. Люди оказались в совершенно новом климате, с резкими перепадами температур, с пронзительными холодными ночами. Первую зиму провели в наспех сооруженных землянках. Корейцев от массовой гибели, в лютую зиму спас их традиционный уклад жизни с печкой, обогревающий пол («кудури»), топили камышом. К весне очистили заросли камыша для посева риса, подвели воду с Чирчика и медленно стали возрождаться. Власти, на месте поселения жителей Сиёнго организовали колхоз, дали имя «Свердлов», но жители, как и прежде, называли себя «сиёнго сарам», а место – Сиёнго.
В послевоенные годы Сиёнго стремительно наращивал свои экономические показатели, уже давно были истреблены камышовые заросли, появились плодородные поля, была своя гидроэлектростанция, большой автотракторный парк, школа и клуб были самыми большими зданиями на селе, у людей появился достаток. В начале 50-х, за выдающиеся успехи в производстве кенафа 21 труженик Сиёнго были отмечены высшей наградой СССР – «Герой Социалистического Труда». Сиёнго превратился в цветущий сад с высоким уровнем культуры. Колхоз имел культорга, зав.клубом, художественный ансамбль, художника, содержал профессиональную футбольную команду из корейцев, школьники Сиёнго выходили победителями на районных, областных олимпиадах, а по окончании школы легко преодолевали экзаменационный барьер ВУЗов Москвы и Ленинграда.
Сейчас, представители Сиёнго разъехались по всему миру, но по прежнему называют себя «Сиёнго сарам». Стереть память о Сиёнго не получилось. История Сиёнго, это история несломленного духа нации.
***
Источник: «Братья Хан»
Мы в Telegram
Комментариев нет:
Отправить комментарий