19 февраля 2022 г. в возрасте 88 лет скончался доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии в области науки и техники имени Беруни Республики Узбекистан Николай Петрович Пак.
Крупный ученый, руководитель Республиканского центра трансплантации почек, главный специалист по гемодиализу Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, автор 130-ти научных работ, председатель секции медицины НТО «Тинбо», он всю свою жизнь посвятил охране здоровья людей, спас множество жизней. На его счету только операций по трансплантации почек свыше трёхсот.
Николай Петрович Пак родился 29 апреля 1934 года в г. Сучане, Приморском крае.
Осень 1937 года. Страшная для сотен, тысяч корейцев, подвергшихся насильственной депортации с Дальнего Востока. Всё нажитое годами осталось, переселенцы брали только необходимое: немного риса, пшена, овса, кое-что из одежды. Около сорока суток длилось «великое переселение». Многие в пути умирали от голода, холода, болезней. Был среди этих несчастных людей и Коля, которому посчастливилось выжить. Выгрузили их среди болот, в камышовые заросли, на незнакомую землю. Цепляясь за мамину юбку, малыш, ещё нетвёрдо стоявший на ногах, просил есть. А мать с тоской смотрела на камышовые заросли и, глотая слёзы, поглаживая сына по головке, шептала: «Ничего, сыночек, выживем, потерпи немного». А сама не знала, где жить, чем накормить ребёнка, и что вообще можно вырастить на этих болотах. Ей приходилось надеяться только на себя, так как мужа, отца Коли, заведующего районо в Приморье, накануне депортации расстреляли,.. как многих других видных корейцев, обвинив по 58-й статье.
Но жизнь продолжалась, надо было выживать. Мама Коли, вместе с другими переселенцами, строила землянки, рыла канавы, осушала болота, выкорчёвывала камыши, чтобы весной засеять рисом. Люди умирали из-за отсутствия элементарных бытовых условий в землянках и бараках, не приспособленных для жилья. Из-за незнания языка, отсутствия какой-либо специальности переселенцы не могли устроиться на работу. Выданных как компенсацию 100 кг ржаной муки и 100 рублей денег (независимо от количества людей в семье) не хватало. На кладбищах ежедневно прибавлялись большие и маленькие могилы.
Чуть легче стало с появлением весной разных трав — одуванчиков, верблюжьей колючки, молодых побегов камыша — это служило значительным подспорьем, из них готовили еду. Как могли, поддерживали местные жители, а переселенцы, в свою очередь, помогали и населению, и колхозу в уборке урожая. Неистребимая жажда жизни, невероятное трудолюбие, самоотверженность позволили корейцам выжить, адаптироваться на новой земле.
Лишь только начали обживаться на новом месте, как грянула новая беда — война… Все мужское население было призвано в Трудовую Армию, так как на фронт корейцев не брали. Вместе со всей страной снова пришлось претерпевать голод и лишения. Но народ выдержал всё. В силу своей жизнестойкости и оптимизма, во имя стареющих родителей, во имя подрастающих детей… Но всё когда-нибудь кончается. Закончилось и голодное босоногое детство Коли. В 1953 году он получил аттестат. То было время, когда наконец-то смягчились условия жизни переселенцев, сняты ограничения по передвижению по стране. Николай решает поехать в Рязань. Чем приглянулся ему этот город — сказать трудно. Может быть, потому что это родина Есенина, а, может, просто понравилось название. Когда сын объявил о своём решении, мать молча достала сложенные рубли, копейки, которые она откладывала, во всём себе отказывая, и благословила его в дальний путь. Так поступали многие родители, пережившие неимоверные лишения, но одержимые желанием дать своим детям образование любой ценой. Николай успешно окончил Рязанский медицинский институт, получил направление в Кемеровскую область, в городскую больницу Анжеро-Судженска. Коллектив больницы встретил его в начале настороженно. Но за четыре года работы в больнице, где, помимо квалифицированных приёмов и консультации населения, он прооперировал свыше тысячи больных, молодой врач завоевал в городе всеобщие любовь и уважение. Здесь, в Кемерово, на курсах усовершенствования врачей, в 1960-м он встретил свою вторую половину — Лидию Алексеевну, которая по окончании Смоленского медицинского института тоже получила направление в Кемеровскую область. Через год они поженились, администрация выделила им благоустроенную двухкомнатную квартиру. С большим теплом вспоминают и Николай Петрович, и Лидия Алексеевна годы, проведённые в Сибири. Во всём им шли навстречу, как отличным специалистам: и в быту, и в работе, и в общественной жизни. Уже тогда, несмотря на молодость, про Николая Петровича говорили, что «руки у него от бога». Кого только не приходилось оперировать! И сердечников, и пациентов с кишечными заболеваниями, с ожогами и переломами, ножевыми ранениями. В районе была зона, где содержались заключённые и эта категория граждан чаще других попадала в больницу. Никогда и никому не отказывал Николай Петрович в медицинской помощи, проводил бессонные ночи у постели тяжёлых послеоперационных больных.
— Иногда по несколько суток мы не видели друг друга, — делится Лидия Алексеевна. — То он на операции, то я принимаю тяжелые роды и остаюсь дежурить. Надо сказать, что и Лидия Алексеевна, под стать своему мужу, была отличным специалистом — акушером-гинекологом.
— То были годы счастливых бессребреников, — вспоминают они. — Мы работали, получая 50-70 рублей в месяц. Но нам и в голову не приходило жаловаться на судьбу, на безденежье, на переутомление… Наоборот, мы с радостью делали свою работу. И нас не покидало чувство какой-то окрылённости!
***
Ссылки по теме:
Комментариев нет:
Отправить комментарий