Просмотры страницы за последний месяц

среда, 3 октября 2012 г.

Что такое хоронить корейца в нескольких частях

Что такое хоронить корейца в нескольких частях:
Длинное сообщение. Мой собственный опыт. Время - где-то 8 февраля 2008 г. Событие - смерть отца мужа, которого я так и не встретила живым, хотя мы уже были женаты не первый год с Микки. 

 (443x700, 287Kb)


Часть 1 


Не знаю даже, с чего начать этот рассказ.
Начну с нелепости.  Я похоронила мужниного отца заранее, но не моя в этом вина. Мой муж сообщил мне, что отец умер. Времена я перепутать не могла: умирает и умер - окончания разные, поэтому я отчетливо слышала, что муж сказал "умер". Итак, 8 числа я сделала запись, что отец мужа умер в день своего рождения.
Действительность же была таковой, что празднование Нового Года (Солляля) плавно перешло в отмечание дня рождения. Отец отобедал праздничным яством и потерял сознание, в больнице сообщили, что он умрет не сегодня-завтра. Муж сказал, что их семья будет считать, что отец умер на свой ДР, не знаю, какая дата будет стоять в документах, наверно все же реальная, а именно 10-го февраля.
На похороны меня никто брать не хотел. Во-первых, это изматывает, муж меня всегда пытается уберечь от корейских "косенов" (косен означает "невзгоды", "трудности", "лишения". Любой кореец от мал-да-велик должен испытывать эти косены как можно чаще. Трудности, лишения, по корейской логике - неотъемлемая часть корейской культуры, и уж чего чего, а терпеть корейцы умеют. Собственно, если бы не умение нести "косен", не поднялась бы Корея за такой короткий срок и не стала бы развитой страной. В этот раз я испытала на собственной шкуре, что такое настоящий корейский "косен"). Во-вторых, никто не хотел особо-то отвечать на вопросы гостей  о том, кто я такая. Муж боялся деревенщины и мафии, не их в прямом смысле, а именно их реакции. Деревенщина, многие из них, в глаза иностранцев не видели, поэтому реакция может быть неадекватной. Ну а бывшие мафики, их поведение оставляет желать лучшего.
Звонок Алены о том, что ее муж собирается завтра поехать и оказать дань уважения, сделал свое дело,  и мы с ней порешили, что тоже туда поедим, как бы там ни было, все на похоронах, а жена самого старшего сына как всегда отлынивает. В нашей корейской семье сейчас мой муж за главного по старшинству, поэтому мое отсутствие могло выглядеть не очень красиво. Часто моему мужу плевать на то, как "это" выглядит, но зато мне не плевать.
В общем, ночью я не сомкнула глаз, а вставать надо было уже в 6 часов утра, так как автобус до того городишки, точнее даже деревеньки (Кванчжу), был ранним. Аленка, ее муж, их маленькая Сони и я в пути находились 3 часа. Никто сегодняшней ночью не спал по-разным причинам.
Приехав в назначенное место, мы с Аленкой удивились "стариковости" этого городишки. Ты выходишь из автобуса и вокруг одни старики, совсем немного маленьких детей и совсем нет молодежи. Сразу прыгнули в такси и через 5 минут были уже в больнице. Да да да... именно при больницах  происходят подобные процессии, в специально отведенных для этого местах.
Мужа я своего не узнала. Он не спал до этого две ночи, пошли третьи сутки. Он похудел, почернел, состарился. Взгляд уставший, поникший. На нем надет был черный костюм с особой опознавательной лентой и специальный колпак (фото прилагается). И это не от горя, что умер родной отец. Горя как такого не было ни у кого - может быть только у жены отца, она ему третья жена. Как я уже писала, с отцом были странные отношения, в течение жизни отец и дети не часто-то виделись, да и любви никакой там не было, а просто родственные связи по документам.  Просто сами похороны построены таким образом, что за это время они изматывают человека донельзя. Я не берусь давать оценку хорошо это или плохо, лично для меня корейские похороны показались менее трагичными, чем те же самые русские. Никаких открытых гробов и показав покойников нет и никаких печальных "пам-па-ба-бам", от которых разрывается сердце, я о нашем похоронном марше, который играет на русских похоронах. Да и умер человек нормальной смертью: поел, празднуя свой ДР и просто отключился в нормально-преклонном возрасте (81 год по-корейски, по нашему или 79 или 80 лет), многие бы желали себе подобной смерти.
После смерти идет два дня приемно-оплакивающие дни, на третий день похороны. Похороны двух видов: закапывание в землю и кремация. Нашего отца кремировали. Но "нашей" семье досталось, потому что вместо бессонных трех ночей им пришлось перенести целых пять без сна.  
Часть 2, Часть 3, Часть 4 + фото



Часть 2 

Зайдя в зал приема гостей, и заметив  мужа в неважном состоянии, кучу венков, своих корейских родственников я мгновенно прониклась соответствующей атмосферой и стала какой-то серьезной, но совершенно напрасно. Серьезности особой, кроме как возле "алтаря", не наблюдалось. Люди встречались, знакомились, улыбались, беседовали, смеялись, рассказывали друг другу новости, ели, в общем, если не знать, что это похороны, то можно подумать, что это какой-то праздник. Но возле "алтаря" все было серьезно. 
"Алтарь", вовсе не алтарь, я просто не знаю, как его назвать. Там располагается портрет покойника, рамка большая, из белых и желтых цветов, рядом все усыпано белыми цветами, внизу ароматные палочки в специальном горшке, по бокам  - две горящие свечи. Внизу перед алтарем стоит ведро с белыми цветами и стоит коробочка с ароматными палочками. Обряд поклонения: пришедший гость вступает на "алтарь", а сыновья, которые находятся там постоянно, или мужчины, имеющие отношения к семье (напр. внуки, или мужья дочерей) встают, приветствуют гостя, затем гость делает три поклона (два глубоких и один простой). Перед поклонами, гость берет эту аромопалочку, зажигает от свечи и вставляет в этот горшок. А еще, вытаскивает из ведра белый цветок и кладет перед портретом. Затем поклоны: Глубокий поклон: нужно встать на колени, руки положить перед собой, затем головой лечь на руки -  и так два раза. Третий поклон - просто поклониться (не в пол). Затем гость поворачивается к родне умершего и они все синхронно делают один глубокий поклон (то есть все падают на колени и кланяются друг другу в пол): гость или гости - напротив родственников. Зрелище до мурашек, лично у меня, я до сих пор не могу привыкнуть к этим поклонам. В хорошем смысле. Кто-то из русских смеется над этим обычаем, некоторые жены русские корейцев говорят: "вот еще, не буду я по полу валяться" или воспринимают как "каторгу", а по мне - я от этого ритуала - преклонение перед старшими балдею, и не вижу в этом ничего постыдного, наоборот.  Потом гости и родственники умершего садятся по-турецки (собственно по-корейски :))) и обмениваются речами (думаю, насчет покойника как было да что, ну и обычной фразой "косен мани хашессоё", что означает "много вам пришлось вытерпеть". Потом "почтивший" отходит в сторону, берет специальный конверт, туда кладет "скока не жалко" и опускает этот конверт в стол в специальную прорезь, который стоит на "алтаре". Деньги давать обязательно!
В общем, представьте, если гостей не 10 и 20 и даже не 100 и не 200, а около 1000 и такой поклон надо сделать каждому, кто вступил на "алтарь", не знаю даже как описать это, но это не описуемое издевательство. Честно, поверьте мне на слово. Гостью-то что. Пришел, откланялся, пошел поел, попил и ушел довольный, а вот родственникам, они в этот день все узнают "по чем пуд лиха". 

В "нашей" семье женщины не делали поклоны, не потому, что женщины не должны кланяться, просто женщины тоже заняты по самое не хочу, поэтому этим занимались только мужчины, но более всего мой муж, по старшинству видите ли полагается.
Теперь об одежде
Планировалось, что мы приедем с Аленой и ее семьей, засветимся на мероприятии, и покинем зал в самый наплывный момент, дабы избежать лишних проблем - там рядом море, мы бы сняли мотель, пошли гулять, а на следующий день отхоронили бы и поехали вместе в Сеул. А теперь о том, почему муж моей подруги поехал почитать предка моего мужа. Собственно, они даже не друзья: ну мой муж и муж моей ближайшей подруги,  так у нас повелось, что ради нас и нашей дружбы, они встречаются. Мы присутствуем друг у друга на разных сборищах по разным поводам и вообще стараемся собираться и в горе и в радости. А еще, если вам кореец сообщает: "У меня умер тот-то тот-то", это означает, что он вас пригласил на похороны. И неважно, где эти похороны будут проводиться, надо сесть и поехать в любую точку Кореи, благо транспорт доступен разный.
Гости - это не обязательно те, кто покойника знал лично. Гости больше друзья, знакомые, приятели детей или других родственников умершего. Дети сообщают своим людям о том, что у них умер тот-то тот-то, и те "обязаны" приехать и поддержать. Так что многие "почитающие" даже никогда не видели умершего в глаза.  Так вот про одежду. Одежду выдают в больницах, точнее продают. Мужчинам - черные костюмы со специальными опознавательными лентами, самое ближайшее родство - две черные полосы на желтой ленте; родство чуть подальше - одна черная полоса на желтой ленте.  Женщины: черные либо БЕЛЫЕ ханбоки (кор.нац.костюм), обязательно белые носки, обязательно невидимка в волосы с белым бантиком.  Черное надевать или белое - просто личный выбор семьи. В одежды эти облачаются не все, а только так называемые близкие родственники. Дети, их внуки, жены и мужья детей. У "нашего" папы есть жена, вот и ее родня тоже были в этих одеждах. Ничего не делала на похоронах жена отца. Я не знаю почему, но скорее так положено, суетятся с гостями более дальние женщины, а самая ближняя - наверно должна только оплакивать.
А вот теперь про план насчет исчезновения в самый наплыв гостей не удался. То есть, когда я переступила порог этого зала, мы отобедали, и я автоматически оделась с подобающий ханбок и стала помогать всем "нашим". Аленка с мужем погуляли немного по деревне и рванули в Сеул. Ловила периодически мужнины взгляды на себе: ему не привычно было видеть меня "кореянкой", он то улыбался, то просто задумчиво смотрел, я в свою очередь, тоже не привыкла видеть своего мужа, раздающему поклоны каждые 5 минут в этом странном колпаке. Ну в общем, мы увидели друг друга в другом качестве, кажется, друг на друга наглядеться не могли. Для меня вся эта обрядность проходила как во сне, как-будто бы не со мной. Странное состояние.
Венки у корейцев большие, состоящие преимущественно из белых цветов. Эти венки не тащат на кладбище, просто они украшают зал в течение двух дней "оплакивания". На венках ленточки от кого. Ленты белые, буквы - черные. Это тоже правило, другие цвета нельзя.
Муж увидев, что я занесла камеру в зал, сразу унес ее в машину и сказал, чтобы я не фотографировала. Фотографий якобы не должно остаться именно в этих одеждах и со всякими венками и другими атрибутами смерти. Я настаивать не стала, но от Аленкиного мужа слышала то и дело "сфотай этот венок, сфотай то"... Наверно, в каждых семьях по-разному, наверно где-то можно фотографировать.
Но все равно я сфотографировала, не в зале, а в день похорон. Так что вставляю фотографии - муж знает, я его предупредила, что буду публиковать в своем блоге. В семейное кафе (сообщество по-русски) мы ставим фотографии с похорон, но только без похоронных одежд. Ну а в свой блог я имею полное право:  мужу объяснила, что мне эта память дорога, он не против. 

Фотографии 

Колпак ... Такой колпак был положен только моему мужу по старшинству

 (700x467, 254Kb)



 я не спавшая две ночи и замученная. Все написано на лице
 (700x467, 259Kb)


 (443x700, 287Kb)

Часть 3 

Пока гостей было немного и собрались все "нужные" родственники, пришел священник и мы все уселись (человек 25) у "алтаря" и начали молиться.  Спели одну песню, весьма негрустную, но от которой все равно прошибло слезу. Я, конечно, не молилась, ибо не знаю молитв ни на русском ни на корейском, а мозги были как в тумане, даже обращение к Богу и к отцу "своими словами" у меня не выходило. Молитвы, слава богу, не были фанатичными и затяжными, но как я понимаю, такое далеко не во всех семьях. Аленкин муж говорит, что раньше принято было "плакать" все 3 дня, не просыхая.
Молитвенная песня была слегка веселой, что Сони (дочь Алены) пристроилась сзади нас и стала отплясывать свои детские пляски, потом она подошла ко мне, одернула, чтобы я оценила ее танцы. :)))))
А потом началась самая настоящая работа: гости шли сплошным потоком, не успели откланяться одни, приходили другие. Женская часть должна была оперативно накормить только что отбивших поклоны гостей. Все накладывалось в одноразовую посуду: закусок семь, рис, суп, фрукты, тток (рисовые клецки), соджу (корейская водка), пиво. Гость уходил, надо было также оперативно за ним убрать и срочно накрывать следующий стол, так как скоро придет очередная партия. Нас, рабочих рук было предостаточно: женщин по линии отца -  дочь родная, их взрослые дети,  мы - жены сыновей, "наши" старшие дети (4 сына), но несмотря на большое кол-во рабочих рук, все равно работа почти никогда не кончалась. Дневные гости сидели мало, а вот вечерние засиживались. Все мужнины друзья, кого я знаю, приходили и одаривали меня удивленными взглядами, что я вписалась в корейский клан и ничем не уступала кореянкам, все подходили, жали мне руки и приговаривали "косен мани хэссоё, хёнсуним" (жена старшего брата, пришлось Вам потерпеть).
Не ждали одного человека. Есть у нас в знакомых один известный актер в Корее, с мужем они рассорились в пух и прах тем летом, так вот его очень сильно НЕ ждали и не приглашали. Но он взял и приперся. Все, конечно, завидя Звезду (гости, родственники) переполошились и ринулись было к алтарю поглядеть на живого Чве Мин Су. Слава богу, хватило у всех ума не бегать за ним, чтобы заполучить автограф, все же похороны, да и вообще. Он сделал поклон по своему стилю, не стал биться в пол, он вообще "противник" всяких условностей и традиций, чем и отличается от остальных корейцев, а потом ринулся обнимать и лобызать мужа, муж от неожиданности стал пятиться назад, но потом, потом я подглядела, что когда Минсу собирался уходить, мой догнал его, они обнялись и муж первый раз покинул "алтарь" на долгое время: вышел вести беседы с Минсу. Не знаю, можно ли это считать за примирение, но я думаю, что оба из них понимали, что похороны отца как нельзя лучший повод простить друг другу все обиды. Лично я удивилась поступку Минсу, переться в какой-то "заброшенный край", чтобы почтить отца того, который о тебе даже слышать ничего не хочет.
Того, чего боялся муж, не случилось. Никаких неадекватных ситуация не было. По отношению ко мне все было отлично и прилично. Но все равно, когда мы перекрещивались с мужем, он не уставал говорить: "Я же тебе говорил не приезжать, я же тебе говорил, что тяжело будет"
Мы работали как пчелки, все время приговаривая: "ААааа, ноги болят, ааааа, поясница болит, ааааааа, глаза болят" и т.д. А чего бы не болеть глазам. Никто не спал уже несколько дней + эти аромосвечи бесконечно распространяли свой аромат, от которого кружилась голова, а когда гостей набилось "как селедки в бочке" еще приходилось задыхаться и от дыма. Курили бесконечно.
В те редкие минуты, когда работа кончалась, мы с невестками садились на пол, лопали, что попадалось на глаза и вели беседы. Я спросила у младшей невестки (по возрасту она старше меня, но все равно младшая, потому что она жена самого младшего брата): "Какие-то веселенькие у вас похороны", она: "Ты просто утром не была, утром было настоящее оплакивание, а сейчас не до слез, надо гостей принимать".
Я больше скажу, что такая усталость, она просто отнимает все силы, и на слезы этих сил уже не остается. Просто вместо головы котелок, ты делаешь, что тебе положено на автомате, без особых рассуждений о "смерти".  Короче, печалиться было некогда.
А ночью (в Корее ночь наступает после 8 часов, то есть как стемнеет) начался бедлам: народ мафиозных происхождений стал резаться в азартные игры на бабки. Крики, вопли, смех, гулянья - вот таких похорон я никак себе представить не могла. Я не берусь оценивать, в ту секунду я вообще воспринимала это как "так надо", но все же слегка обалдела. Карты обычные, карты корейские, наперстки (что-то типа этого) и другие азартные игры по честному, то есть на деньги, никого не удивляли на сим мероприятии, поэтому я тоже успокоилась и делала свое дело.
А ближе к утру картежники достали, чесное слово. Муж насильно меня оттащил к "алтарю" и "приказал" отдыхать, потому что завтра тоже будет ДЕНЬ! День похорон. Отдыхать, когда твои мозги кипят, когда у тебя тихая истерия и сон, хоть и необходимые, уже не приходит, когда у тебя ломит все тело, но ты все равно не в состоянии лежать, когда у тебя возле лица с одной стороны мужнины сапожища, вместо подушки - рулон туалетной бумаги, с другой стороны лица - собственно папины причендалы: портрет, цветы, свечи... И ты лежишь, странное состояние "все это не со мной" не покидает, когда с зала приема доносится вечных шелест  карт и крики проигравших или выигравших, когда рядом семья расчехляет стол и достает пачки денег, и уже доносится другой шелест - шелест денег, когда муж иногда проваливающийся с бездну сна, так и норовит зарядить тебе своими острыми кольцами в лицо, когда твоя спина начинает плавиться от нагретого до безобразия пола, потому что погода резко испортилась и началась настоящая зима с завывающим ветром, который проникал во все многочисленные щели (то есть спина кипела, а остальные части тело продувало поднявшимся сильным ветром, накрыться одеялом, означало свариться заживо на нагретом полу, но если полы не топить, просто все бы закоченели), короче, когда подобные вещи происходят одновременно, слова "надо поспать" воспринимаются с сарказмом, и конечно, никакой сон не приходит. Свои ноги я сложила в обувную полку, от этого мне стало немного легче, потому что они стали болеть меньше.
Деньги считали пару часов в несколько рук, мой муж в подсчете не участвовал, а валялся рядом, то и дело приговаривая, заслышав озвученное знакомое имя на конверте: "Ну ка, ну ка, сколько этот сукин сын дал?", слышал в ответ "сто или двести", муж удовлетворенно кивал, и опять забывался на минуту совсем НЕ сном.
А ближе к утру пришли работники этого больничного блока вывозить бесконечные мешки с мусором и ящики с пустыми бутылками (из под соджу, пива, спрайта, колы и воды). Вывозили на тележке, которая невероятно громко шумела, тела нашей многочисленной семьи валялись кто где, картежники притихли, перестали тусовать карты и разбросались по залу приема в разных частях, захрапев беспробудным сном. А потом прозвучала команда "Подъем", нужно было быстро кормить семью и всех оставшихся. Все встали незамедлительно по команде. В Корее все очень организовано, даже среди родных - и началась новая суета. Скоро сами похороны...
Помню еще один эпизод:  картежник один подскочил к среднему брату (видать это его "друг") и стал приговаривать: "гони мне 800 тыщ, я тебе сегодня же на счет перешлю, проигрался, надо отдать". Брательник наш молчал, а тот бегал за ним, то угрожал, то умолял. В общем, обычная будня проигравшегося азартника. Мне так и хотелось встать и сказать: "Слушай, парень, а вали-ка  отсюда. Поимей совесть". Картежник-то знал, что там в столе лежат пачки денег, и что стоит дать каких-то 800 баксов, чтобы покрыть проигрышь. За историей я проследила до конца, брат просто ходил по своим делам молча, картежник бегал за ним как шавка, но ничегошеньки он так и не получил, слава тебе господи. 

Часть 4 

Я забыла еще уточнить, что женский поклон он несколько иной, облегченный. То есть женщине не надо касаться лбом пола (то есть рук на полу), а достаточно просто встать на одно колено и поклониться. Но еще раз напомню, женский поклон за всю процессию я видела однажды, жена среднего брата один раз  поклонилась своей родне, которая та пришла почтить отца мужа. Но насколько знаю, не во всех корейских семьях такая лафа.
Итак, день похорон, последний рывок и все кончится. Выйдя на улицу я испугалась, что там творилось. Ветер вихревой, такое ощущение, что ураган поднимется, повалил сухой снег, омерзительно холодно и вообще жуть!
Я кое-как помогла накрыть стол, а убирать - муж уже отправил меня в машину. Черные одежды пока снимать было нельзя, а вот носочки я поменяла. Те белые, которые стали уже давно черными, выкинула и надела свои. А невидимка, она еще от моих валяний по полу куда-то делась. 
Начало вывоза тела из больницы было назначено на 9:20. Мужчинам раздали белые перчатки, так положено. Гроб на каталке - просто коробка, к которой прибита белая ткань, на которой изображен красный крест и оранжевые оборочки, подкатили к выходу. Внуку старшему (сыну мужа) вручили портрет. Пошли провожать в путь до крематория. Жена расплакалась, ее увели под руки. Гроб положили в машину-катафалк, внука усадили на переднее сидение с  портретом и поехали до городка Кванчжу.

Ехали мы минимум час! Представьте, человека за рулем, который четверо суток не спал. Я не знаю, какого черта муж уселся за руль, в принципе можно было заказать автобус, но порешали, что поедут своим ходом. Холод, завывающий ветер, снег россыпью в лобовое стекло, муж стонущий от болей, от тошноты, вот вот свалится в сон, я, тоже борющаяся со сном и все время кричащая: "Не спи, осталось чуть-чуть. Ну потерпи, скоро приедем", тормошащая его за все части тела... Короче, дался нам этот час с трудом. Мы, чудом выжившие, добрались, наконец-то до кладбища.
Крематорий: общий зал ожидания, несколько комнаток - для семей умерших. В общем зале ожидания стоит обычный большой телевизор и два поменьше. На одном - камеры наблюдения показывают комнатки, где сжигают тела. Просто двери и просто рабочие, развозящие тела по комнатам, точнее коробки с телами. Всего их 7 штук, второй телевизор транслирует имена теперь горящих тел, номер комнаты и имя самого первого живого потомка. Мы дожидались назначенного времени где-то полчаса. Сожжение назначено было на 11 утра. Вот стукнуло 11 утра. Вынули гроб из "лимузина". Опять все пошли проводить отца в последний путь. Жена опять рыдала, ее под руки увели в зал ожидания. Камеры показали, как рабочие отправили "нашего" отца в камеру, все процесс пошел. Я все хотела прочувствовать этот момент "проводов" в последний путь, но усталость, холод... не давали мне сосредоточится на том, что этого человека теперь не станет совсем, и скоро от него останется один прах. Внуки уснули прям в общем зале ожидания, муж мой тоже  вырубился укутавшись всем, чем можно, я... я честно боролась со сном час, но потом не выдержала и просто ушла в забытье. А через 1,5 часа все было кончено. Нас позвали в зал "получения". Пока тело горело, наши выбрали подходящую урну. Урны стояли в четыре ряда по "классу" так сказать: самые дешевые 70 долларов, самые дорогие где-то 400.
Мы подошли к окошечку (не все, половина родни предпочла не смотреть), куда подкатили ящик, в котором горело тело. Металлическая коробка. Из нее обычным веником стали мести прах в специальный совок. Я плохо видела то, что происходило за окошечком, но все же мне показалось, что мелькнули в совке кости. Может у меня уже были галлюцинации, не знаю, но в общем, кости я видела. Потом они, рабочие, что-то спросили. Насколько я поняла: "вам пилить прах или так сложить в урну". Мой сказала "сложите так", а жена потребовала "не так". Муж спорить не стал, заработала машинка и уже через 5 минут выставили урну с прахом. Младший сын завязал ее в платок и мы направились в наш уже не в общий зал ожидания, а в наш. Пришел священник, некоторые члены семьи вышли последний раз проститься с умершим, некоторые остались сидеть за пределами зала ожидания. Священник профессионально лечил уши родственникам, его речи я поняла не все, конечно, но вот кое-что из понятого:
Все мы смертны, и в смерти нет ничего ужасного. На все воля Божья. Но все в этой жизни циклично. Сначала весна, потом лето, потом осень, потом зима и снова весна. Так и с людьми. Рождение, детство, юность, взрослость, старость смерть и снова рождение. Так что не стоит убиваться об его уходе и бла бла бла. Молитесь за упокой его души. Он услышит все ваши молитвы, он с вами на веки вечные (ну отец то есть). И не верьте во всяких кищинов (привидений), все это враки. Просто знайте, что так придумано Богом, и смерти не стоит бояться... " Ну и все в этом духе.  Прочитали вместе несколько молитв, смели песенку. Потом священник наставлял на путь истинный старшего сына, маво мужа,  и пошел заключительный этап.  Снова взяли урну и понесли, как я поняла,  в камеру хранения. Несколько этажное здание, где стеллажи как в библиотеке, с самого низа и под самый потолок, с маленькими камерами, как раз, чтобы вместилась урна. Сами дверки камерок украшены красивыми яркими веночками из искусственных цветов. Поставили урну и потихоньку стали выдвигаться из здания с огромным облегчением. Поверить было трудно, что все закончилось. Спустившись к припаркованным машинам, мой муж приказала снять с себя все похоронные одежды (все до единой тряпочки). Свалить в одну кучу и приготовить к сожжению. Он несколько раз проверил все, не осталось ли от моего ханбока ли тесемочки в машине, все должно было быть убрано с глаз долой. Одежду сжигали не мы, поручили это другим братьям.
Потом поехали все вместе в ресторан на семейный ужин. Я кидала в себя вкусности и даже не чувствовала вкуса. Впервые от мужа слышала "меня тошнит" и это за несколько лет нашего знакомства.  Когда все поели, детей старших наградили по сотке баксов за труды, а старшему внуку, так как он сейчас ведет самостоятельный образ жизни, кинули 200. Вообще-то деньги не полагались, но раз дают, значит надо брать. А нам с мужем кинули миллион вон (то есть тысяча баксов примерно) и сказали: "Вам теперь надо просто отгулять эти деньги в свое удовольствие". Вообще, пришло столько народу, что с похорон была нехилая выручка, примерно 30 тыс. долларов, расходы на похороны окупились полностью и семья даже "заработала", хотя такой цели "заработать", конечно, не преследовалось. Никто не ожидал этой прибили. В очередной раз убеждаюсь, что в Корее "не имей сто рублей, а имей сто друзей" очень важный принцип.  Расходы по мужниным словам обошлись в десятку, хотя ему не стоит верить, он никогда не лезет в финансовые вопросы, ему понимаешь, деньги не интересны.
После ресторана у нас был план: заехать в первый попавшийся мотель и первым делом выспаться, а там уже видно будет. Так мы и сделали.
Я еще хотела сказать, что пока мы ждали выдачи праха, я подглядела, как прощаются другие семьи, и корейцев в белых одеждах (женщин) видела. Должна заметить, что все таки черное гармоничней смотрится что-ли, в этом случае. А еще, у одной семьи такие страшные рыдания, прям навзрыд видела. Слава богу нас этот рев обошел стороной, и там они чуть ли не в конвульсиях бились, даже мои тонсо (невестки) повскакивали с возгласами "оммо" (то есть "ой" по нашему) и стали обсуждать это дело. 

Фотографии 
Вот наша "мафия", все.... мы отмучились. Портрет "поедет" скорее всего в дом младших братьев, а может и жене перепадет. Не стала уточнять. Вот полоски, про которые я писала. Две полоски на рукаве - означают самое прямое родство, одна - другое.

 (509x700, 431Kb)

Мои тонсо. Жены младших братьев. У одной из них в руках библия

 (574x700, 462Kb)

Выкидывание одежд

 (535x700, 419Kb)

одежды скоро сожгутся

 (700x467, 380Kb)

А вот такое небо нас сопровоздало почти всю дорогу до кладбища

 (600x400, 101Kb)

 (699x466, 211Kb)

немного кладбища

 (700x467, 503Kb)

....
 (700x473, 437Kb)

....
 (649x387, 200Kb)

Есть небольшое продолжение тех мытарств, но так как они уже почти не относятся к похоронам, я опубликую их отдельным репортажем. 

Репортаж о корейском кладбище подробнее

Комментариев нет:

Отправить комментарий